Ну и люди попадаются, ну и люди!.. Так и норовят нажиться, хапнуть. Добро бы там, где служит, кое-чем разжился а то у своего брата-товарища ловчится урвать. Нет, как всякий интеллигентный человек (все же десять классов образования имею) я понимаю, что вкалывать восемь часов «за так», без всякого навара — дело немыслимое. Особливо ежели работенка у тебя для других полезная и денежки, будто дурачок-окунь на крючок спиннинга, сами по себе идут. Только успевай тащить.
Однако же надо и совесть иметь, знать, за что и когда брать. Одно дело, коли гы лично физически руку приложил, другое — когда ты фигура, так сказать, пассивная. Если без тебя ничего с места не сдвинется — пожалуйста, изыскивай персональное вознаграждение. Ну, а ежели дело и без тебя движется, то с чего бы тебе в мой, к примеру, карман заглядывать?
Взять, к примеру, таксиста . Его дело какое? Клиентов в требуемые концы доставлять. Просят в Химки — в Химки и вези, а не куда-нибудь в Медведково. Зависит от тебя направление движения? Нет! Так откуда у тебя законное право произвольную цену за маршрут назначать? Для этою счетчик имеется, чтобы исправно копейки и рубли отщелкивать. А то ведь как порой в жизни бывает? Ужас, что бывает.
Приезжаю я как-то в город Ташауз, откуда должен был проследовать к теще на блины в Ургенч. Есть такой районный центр . Добираться мне быстрее всего на такси. Дело проверенное, не первый раз ездию. И таксу знаю -- примерно рублей восемнадцать с копейками. Ну, считай девятнадцать для круглого счета.
И на этот раз подхожу, вежливо так сажусь, дверцей не стукаю и называю адрес. А он мне ультиматум:
— Дашь,— говорит,— тридцатку, мигом доставлю, а нет — вылезай и топай с ориентиром по телеграфным столбам.
Я прямо обомлел. Поглядел на табличку с его фамилией и опять так вежливо спрашиваю:
—А за что ты, друг Ахмаров, такие деньги требуешь? Может, меня на себе перетаскивать будешь? Или собираешься всю дорогу самолично толкать машину? Ничего подобного! Будешь ты крутить баранку, а тебе за это, между прочим, зарплату платят плюс прогрессивку за выполнение-перевыполнение. На каком же таком основании ты с меня, честного гражданина, персональную надбавку выколачиваешь? Целых 11 рублей 30 копеек вымогаешь? Да я тебя!..
Чего я его — и договорить не успел. Газанул он — и был таков.
А то еше и не такое бывает. Приехал я как-то в Казань . Спешу. Ловлю такси. Ну, не то чтобы в одиночку, а в очереди на стоянке. Наконец мой черед наступил. Сажусь в машину и так приветливо говорю:
— Здравствуйте, товарищ Мукшин, мне туда-то и туда-то нужно. И желательно побыстрее.
А он, не отвечая, высовывается в окошко и других пассажиров зазывает. Дескать, все равно по пути, почему же людям одолжение не сделать?
Подскочило еше трое.
— Ладно,— думаю,— мне же и лучше. Дешевле обойдется, на четыре кармана счетчик работать будет.
Ладно, домчались до места. Я так мимоходом, вроде небрежно, по счетчику взглядом скользнул. На нем два шестьдесят. Начинаю свою долю в кошельке прикидывать. Но таксист так на меня посмотрел, что я понял; указанную счетчиком сумму каждый из нас в отдельности выложить должен. Трое моих сопассажиров, видать, к таким делам привычные, без лишних слов отдали. А я, прямо на него глядя, критически возражаю:
— Почему вы, гражданин Мукшин, такое себе позволяете? Уже семь рубликов в руках держите. Ведь это на-ру-ше-ние. Я ведь на вас ...
Вы думаете, он усовестился? Как бы не так !
— Да подавись ты, сквалыга! — крикнул он мне в ответ и рванул с места, обдав грязью. Меня — порядочного, понимающего человека.
Я подумал, что ему помогла бы только
системно векторная психология юрия бурлана. Я эту историю своему приятелю рассказываю, а он смеется.