САМЫЕ ходовые стандартные начала очерков о новостройках, о переоборудованных заводах, о новых и обновленных городах у нас узаконены в таких примерно выражениях,
Дам, где были огороды и пустыри, где выли волки и расцветал лопух"...
Или: .Там, где ржавело железо и стояли бездымные трубы, где выпь в лесах — да топь во мхах*...
Или: „Сей город был на нарте генеральной кружком отмечен иногда. Главная Непроезжая улица утопала в грязи. Я на каждые шесть целых и четыре сотых челоаеко-жнтеля приходилось полезной жилплощади не более трех целых» коль, ноль, ноль семь тысячных. Я"1*.
...Оставим сравнительную географию—
Это весьма убаюкивающее и размагничивающее средство, которое на местах используют и так:
— Что? вам не нравится, что на четырнадцатом году революции город охвачен водопроводом всего на ноль целых м четырнадцать сотых? Что? Водовозы, по-вашему,—пережиток? Я известно ли вам, каково было общее состояние водоснабжения при Минине и Пожарском ?
Оставим. Я решил посмотреть как живет нынешняя архитектура в одном из городов, одет я был в красивые
брюки и кожаную куртку. И заглянул без обиняков и сравнений в бывший уездный город Подольск» ныне Московской области, ныне большой Подольск, родину советского крэкннга и Госшвей-машины.
Очеркист из вышеупомянутых сразу по выходе на площадь из тесного и прокуренного» как трубка» вокзалишки, затянет привычную полынку:
— Там, где дышал пврным веником старый трактир, где скрипели под ногами гнилые доски, заменявшие тротуар, где косыми крестами стояли керосиновые фонари, — там теперь пылают прожекторы и мощной шеренгой стоят корпуса новых многоэтажных домов,
Так. Все это и сильно и возвышенно, Но горит прожектор , как плошка, и все пятнадцать прожекторов, „просвещающих* город Подольск, страдают куриной слепотой. Я из окон четырехэтажкого дома червяками ползут коленчатые трубы, и фасад прокопчен, как окорок. Это без ретроспективных сравнений, конечно
и о вот поэт из тех, что пишут „Руку, товарищ завод", молитвенно изложил бы сне:
Нот домf в нем воплотилась мысль*
И дым из труб стремится евысь\.л
Белое новенькое здание клуба металлистов, стоящее на зимнем лерехресгк* поэт обязательно сравнил бы с волжским пароходом в Затоне. Это красиво. Но на „пароходе1’ зимует своя, местная**. красная халтура. В случаях же особо торжественных в этом клубе к концертной закуске после официальной части выписываются московские имена и фамилии.
Но тан как у нас (и в Подольске) не любят говорить, то официальная часть, начатая часов с шести, заканчивается к половине двенадцатого, а без пяти двенадцать уходит последний поезд на Москву . Поэтому конферансье стоит перед публикой с часами в руках. Он спешит и волнуется:
— Чорт его знает, куда девался посланный за билетами?
— Короче! — шепчет он из-за кулис певице. — Не надо рефренов. Комкайте, комкайте! У нас еще семнадцать номеров н двадцвть трн минуты времени!
— Не сметь на бис. Искалечу! — напутствует он выходящего куплетиста.
Суматоха. На сцену выходят одновременно два номера: танцоры и квартет. За кулисами топот и трагическое перешептывание.
— Исполнившие,— бегом на станцию!
— Чья эта картонка?
— Ладно, хватай! В вагоне разберемся.
— Шесть кинут в нашем распоряжении. Эй ты там, на сцене, за к р ой си.
— Бе-е-гомШ
«* Но почему же такая спешка?—спросит нас недоверчивый читатель,
— Я потому, что гостиница имеется пока только в проектах большого Подольска, Имеются, правда, при дворе Дома крестьянина свободные стойла* но человек — это звучит
гордо* И редко кто из приезжих идет навстречу такому гостеприимству*
В борьбе с театральной зависимостью от Москвы здесь даже создан свой банно-театральный комбинат. Его составные час!и: баня, дезинсектор и ПХЯТ \Подольский художест
„БОРЕЦ* ЗА НОВЫЙ БЫТ
венный академический кинотеатр). Все это тесно увязано г одном доме*.. Над баней огром на* вывеска, гласящая .Банн открыты*, — и широкая, как устье, лужа грязной воды, которая вытекает из бани и свидетельствует, что бани действительно открыты.
Несмотря из такую „пропускную" способность бани, самому ретивому посетителю не удается помыться больше пяти рал в году. Но зато гигантские планы большого Подольска сулят городу баню-гигант, с пропускной способностью двести человек в час Вообще в Подольске теперь осе гигантское. Горсовет запретил строить дома ниже пятиэтажных. Больница намечена такая» чтобы столицы завидовали,— не меньше, чем на тысячу пятьсот коек. Размеры Дома обороны разработаны немногим более» чем у Дворца сове? ой в Москве,
Я недавно один завод пытался построить дом в рабочем городке в четыре этажа* Но ему твердо сказали:
— У вас уже есть пятиэтажные дома. Вперед и выше. Стройте шестиэтажные — Я строй* материалы?)
— Ну, какие могут быть разговоры ? Вперед и выше. Время не ждет!
И действительно, такая спешка, что не успеют одно здание вознести, как принимаются за другое. Наспех создается свой подольский архитектурный совет, а проекты вычерчиваются н разрабатываются... в Москве. Спешка.